Нищенский шик российских олигархов

В издательстве Oxford University Press вышла книга «Богатые русские: от олигархов к буржуазии» австрийского дипломата, доктора социологии Элизабет Шимпфесль

На протяжении восьми лет она встречалась с самыми богатыми и влиятельными людьми в России, чтобы понять их психологию и духовную жизнь.

Книга получилась довольно скучная, поскольку носит научный характер, но местами все же интересная. Прочтя ее, понимаешь,какая каша варится в головах у столпов нашего общества.

Главное впечатление самой Элизабет Шимпфесль заключается в том, что после общения с представителями русской элиты ей показалось, что они о себе чрезвычайно высокого мнения. Буквально тащатся от собственной исключительности. Собеседники Шимпфесль признаются, что сначала испытывали комплексы перед жителями западных стран, но они довольно быстро трансформировались в чувство превосходства. Так, банкир, фигурирующий в книге как Кирилл, уверяет, что Москва предлагает такие возможности, которых не найти нигде в Европе (вся его семья переехала в ФРГ). А 31-летний сын олигарха Григорий уверен, что российская элита ближе к народу и больше заботится о нем, чем западная: «Я знаю, о чем говорю, потому что сам рос сначала во Франции, потом в США».

Свою избранность российские миллиардеры объясняют двумя факторами: «Божья воля» и «хорошие гены». При этом почти все подчеркивают, что выросли в семьях советской интеллигенции и с детства стремились быть выше материальных благ. Интеллигенцию олигарх Владимир определил как «подлинную элиту, которая никогда не торговала душой и не сотрудничала с властными структурами». Эдакая аристократия свободного духа и интеллекта.

Исследовательница уверяет, что среди самых богатых россиян ностальгия по СССР распространена не меньше, чем среди всех остальных. Например, миллиардер Зиявудин Магомедов, который сейчас находится в СИЗО, рассказывал, что «полон решимости воспитывать детей в соответствии с советскими ценностями». Правда, его дети усваивают эти ценности на Западе: они учатся в школе «Хэрроу», которую посещал Уинстон Черчилль, и школе «Ладгроув», где учились принцы Уильям и Гарри.

Владелец компании «Русагро» Вадим Мошкович рассказал Элизабет о своей мечте создать лучшие условия для того, чтобы талантливые российские дети смогли реализовать свои способности. Для этого он построил в Подмосковье элитную школу «Летово». Он называет ее лучшей, но почему-то его собственный сын учится в США, а дочь – в Великобритании.

Один из героев книги – телеведущий Дмитрий Киселев. Из разговоров с Шимпфесль можно узнать, что у него было шесть жен, а его старший сын учился в британской школе «Блоксхэм», и Киселев «об этом очень пожалел». Кстати, это вторая по цене школа в Великобритании, но Киселев-младший остался недоволен проведенным там временем, поскольку очень страдал от «строгой дисциплины».

– Некоторые из собеседников говорили, что собираются передать наследникам лишь небольшую часть состояния, чтобы не испортить детей и дать им такой же шанс себя проявить, какой был у них, – пишет Элизабет. – Это смешно: вы же стали богатыми в 90-е, когда можно было делать деньги из воздуха, или в 2000-е во время нефтяного бума! Сами дети очень четко осознают, что время сейчас не позволяет так заработать. Кстати, у некоторых на эту тему есть комплексы: они переживают, что не могут стать такими же «большими», как их родители.

Женщина – не личность

Шимпфесль общалась с несколькими богатыми геями. Один из них  уверил ее, что, как бы ни была распространена гомофобия в России, «в большом бизнесе вообще никого не интересует сексуальная ориентация». Более того, в Москве, по его словам, принадлежность к гей-сообществу «вошла в моду».

При этом автора очень удивило, что, декларируя общую терпимость к голубым, олигархи  отнюдь не столь мягки в оценке слабого пола. Один из миллиардеров убеждал ее, что если женщина к 30 годам не создаст семью, то она неполноценный человек. Потом он говорил о том, что девочек нужно воспитывать не так, как мальчиков, потому что если у них сформируется личность, то им будет слишком сложно подчиняться мужу.

– Один очень пожилой бизнесмен привел такой пример: «Я знаю одну женщину, не хочу называть ее имя». На мгновение он замолчал, но потом продолжил: «Очень молодая женщина, может быть, номер один в стране, очень талантливая. Но у нее нет семьи!» Леонид снова умолк для придания веса своим словам и сказал очень медленно, отчетливо проговаривая каждый звук: «Это неправильно!» – вспоминает Шимпфесль.

Драные штаны

Исследователь заметила, что «нищенский шик», о котором говорят на Западе, не обошел и российских бизнесменов.

– Один бизнесмен, у которого я брала интервью, Максим, рассказывал мне, что покупает одежду на уличном рынке. Он подчеркивал, что для него это вообще неважно. Но при этом у него есть золотой мобильник, который Максим может положить на стол во время переговоров – если его собеседник не совсем понимает, насколько Максим крут.

Одновременно с появлением моды носить драные штаны и растянутые майки нуворишей в России, как заметила социолог, начали утомлять радости жизни.

–  В самом начале, когда у людей только появились деньги и возможность путешествовать, они этим наслаждались в полной мере. Теперь это не так. Основатель «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили, например, говорил, что ему стало скучно путешествовать. И он не единственный, кто сказал, что вообще давно перестал путешествовать, устал от всего этого. Люди жаловались не только на путешествия. Многим явно надоело заниматься бизнесом, у некоторых была какая-то депрессия в том смысле, что они совершенно не знали, чем заняться, – рассказывает Шимпфесль.

По наблюдению ученой, все наши олигархи  «все еще очень советские люди – почти никто из них не чувствует себя человеком мира». Объясняется это неким раздвоением личности.

Например, подавляющее большинство никогда не спускается в московское метро. Они видят в нем атрибут бедности и вообще брезгуют находиться в окружении социальных низов. При этом они активно используют метро в других европейских столицах и приучают не пренебрегать им своих детей.

Последнее наблюдение можно считать самым ценным в исследовании. Любовь к Родине сочетается в олигархах с нелюбовью к ее народу. И они никак не могут отделить одно от другого, а мы из-за этого страдаем.

https://www.eg.ru/society/598763-nishchenskiy-shik-rossiyskih-oligarhov-056732/

This entry was posted in Articles, Media on by .
Elisabeth Schimpfoessl

About Elisabeth Schimpfössl

My research focuses on elites, philanthropy and social inequality as well as questions around post-Socialist media and self-censorship. I did my PhD at the University of Manchester and taught at Liverpool University, Brunel and UCL before taking up my current post as Lecturer in Sociology and Policy at Aston University, Birmingham, UK. I live in London.